Времена, когда мы при виде очередной иномарки пускали слюни и цокали языком, слава богу, прошли. Сегодня человек покупает автомобиль, не руководствуясь идеей просто купить нечто, способное доставить его из точки "А" в точку "Б". Машину подбирают, исходя не только из комплекса задач, для решения которых ее предполагается использовать, но и из личных эстетических предпочтений. При этом придирчиво подбирается марка авто, класс, форма кузова, мощность двигателя, цвет машины и комплектация салона.
Но уже появилась целая армия водителей, которых не устраивает безликая обыденность серийного автомобиля. Они вносят изменения в любую машину в соответствии со своим представлением об индивидуальном транспортном средстве.
Тюнинг – это слово постепенно входит в жизнь не только любителей "газа до отказа", но и среднестатистических автовладельцев. В принципе, любое усовершенствование, в какой-либо мере улучшающее как внешний вид автомобиля, так и его динамические характеристики, попадает под понятие "тюнинг". "Мухоотбойниник" на капоте или рычащую насадку на трубе глушителя, в принципе, можно считать начальным уровнем тюнинга. Хотя, конечно, все намного сложнее.
Для тех, кто решил присоединиться к "продвинутой" кучке людей, имеющих авто "не как у всех", предлагаю небольшую классификацию тюнинга, чтобы начинающему "передельщику" было легче определиться: до какого уровня конструктивных изменений он готов дойти.
Все начинается снаружи
Этот уровень тюнинга считается самым безобидным и безопасным для автомобиля, поскольку не предполагает никаких изменений, существенно влияющих на тактико-технические характеристики. Зато ваше авто будет выделяться в городском потоке, и вы не спутаете его на стоянке ни с каким другим. Долой безликий кузов! Да здравствует оригинальность и красота!
В моде сейчас альтернативная оптика – иные фары, вычурные фонари. И это все накладывается на достижения в технологии новых галогеновых ламп, светодиодов (о ксеноне не говорю принципиально, в силу действующих законодательных нормативов). К тому же, дополнительные повторители поворотников, габаритные указатели, неоновые подсветки разного типа продаются у нас в большом ассортименте, от наборов комплектующих деталей (для тех, кому хочется изготовить что-то индивидуальное, эксклюзивное) до готовых решений.
Только не забывайте при этом о пределах разумного, не превращайте автомобиль в новогоднюю елку.
Внешность машины, зачастую, кардинально меняется даже только из-за одного переднего пластикового обвеса-фартука, когда вместо штатного бампера устанавливается стильная "губа", царапающая асфальт. Главное, при этом, не забывать о качестве дорожного покрытия. Весьма популярны накладки на пороги, задние бамперы, антикрылья и всевозможные спойлеры.
Тонировку тоже не следует сбрасывать со счета – сегодня в городе можно "нарыть" довольно экзотические расцветки тонировочной пленки и к тому же по различной цене. Однако помните, что дешевая пленка "живет" очень мало и соблюдайте установленные нормы ПДД.
Достаточно наклеить какой-нибудь рисунок из пленки-"оракала" на двери и крылья автомобиля, и авто будет выглядеть гораздо интереснее.
Более эстетичный, но, конечно, и дорогой способ индивидуализации машины - аэрография. Хотя поклонники такого дизайна считают, что она действительно стоит потраченных денег, поскольку красивая и "глубокая" разрисовка с множеством полутонов не идет ни в какое сравнение с любой, даже с самой качественной "залипухой".
Замечу, рисунки на поверхностях будут действительно выглядеть классно, только при условии, что у вас есть не только развитое чувство прекрасного, но и художественное мастерство в купе с умелыми руками. Любая небрежность в этом деле способна не просто смазать желаемый эффект, а даже испортить весь облик машины. Так что если такое вам самим не по силам, лучше воспользоваться услугами тюнинг-ателье, где дизайнеры подберут "стильный прикид", а мастера произведут все необходимые работы. Причем есть мастерские, где в работе используют готовые покупные детали, а есть и такие, где самостоятельно изготавливают по своим матрицам обвесы и детали экстерьера.
Впрочем, тюнинг – вещь затягивающая. Не исключено, что внеся изменения во что-то одно, вам захочется "улучшить" и другой элемент. Потом третий, пятый… А там, глядишь, и на глубокий тюнинг потянет. Специалисты говорят: тюнинг не имеет конца и финансовых ограничений.
А затем проникает внутрь
Усовершенствование салона – это уже следующий этап тюнинга (хотя, бывает, первый и второй этап меняются местами). Здесь все ну очень индивидуально. Просто однажды наступает момент, когда человеку перестает нравиться штатная компоновка, и он начинает видоизменять панель приборов, добавлять новые кнопки, датчики…
Бывают случаи, когда человек захотел просто поменять штатный руль на спортивный, а закончил все полной перетяжкой и шумоизоляцией салона. Кто ограничивается новыми чехлами на сиденья и меняет обшивку дверей. А кто-то целиком заменяет сиденья спортивными креслами или кожаным диваном. Для кого-то тюнинг салона – это замена пола, потолка, дверных ручек, рычагов, подсветки. А для другого – это максимальная укомплектованность всевозможными электроприборами и электроникой. Есть даже такие, кто художественно расписывает салон или превращает его в живой цветник.
Музыкальные компоненты, кстати, тоже можно отнести к особому виду доводки машины. Однако грамотно заинсталлировать "музыку" Hi-Fi- или Hi-End-класса – дело непростое. Работа эта тонкая и недешевая. Но если вы настоящий аудиофил, то не стоит экономить на собственном удовольствии.
Чуть-чуть изменить
К следующему виду тюнинга можно отнести изменения, вносящие несущественные коррективы в управление и мощность автомобиля. Они могут быть совершенно безобидны, но при неправильно выполненной работе пойдут лишь во вред.
Самый распространенный в этом разделе "улучшатель" – выпускной тракт. Но многие, не затрагивая выпускной коллектор, меняют только резонатор, либо ставят лишь насадку на глушитель. Понятное дело, что одна лишь нештатная "банка" ничего кроме "спортивного" рыка не добавит. А вот настоящая выпускная система под "прямоток" требует серьезного подхода, поскольку неграмотными действиями здесь легко не улучшить динамические характеристики автомобиля, а ухудшить.
Ведь уже сколько начинающих "тюнингисто" ловилось на установке воздушного фильтра "нулевого" сопротивления. Не получив в итоге от "нулевика" ничего, приобретали кучу проблем, ставших результатом его использования в повседневных поездках.
В подкапотное пространство устанавливают растяжку на стойки, дополнительные опоры двигателя, растяжку на рулевой механизм, модифицированные стабилизаторы поперечной устойчивости – все эти элементы улучшают жесткость кузова, снижают вибронагрузки, делают управление машиной более острым. Но как же некомфортно ездить в ней по городу!
Сюда же с некоторой натяжкой можно отнести и чип-тюнинг – перепрограммирование электронного блока управления двигателя. Специалисты-электронщики при помощи программ "перешивают" настройки бортового компьютера, внося изменения в работу мотора, впрыска топлива, влияющие на мощность и крутящий момент.
Глубокая модификация
При превращении машины в street-racing’овый автомобиль изменения касаются в большей степени двигателя и ходовой части. Так что при малейшем просчете результат может оказаться не совсем адекватным вложенным средствам. На этом уровне уже требуются инженерные расчеты, ибо любая погрешность может привести к необратимым последствиям. Слишком жесткие амортизаторы "убьют" подвеску, а неверно подобранные передаточные числа главной передачи КПП полностью сведут на нет все усилия по улучшению ездовых качеств.
Достаточно озаботиться заменой в двигателе обычных распредвалов на "широкофазные", как тут же "попадете" на доработку клапанного механизма, масляных и охлаждающих каналов, впускного и выпускного коллекторов и пр. К тому же, при возросшей мощности необходимо будет внести изменения и в механизм сцепления, и в тормозную систему.
В общем, это уже тот уровень тюнинга, в котором, помимо немалых денег и специального оборудования, требуются профессиональные знания и точный расчет.
Низколетящий по определению
В самую вершину айсберга тюнинга можно поставить постройку настоящих дрегстеров. Именно постройку, поскольку такую работу переделкой уже не назовешь. На изготовление и доводку монстров, преодолеть классические 402 метра дистанции менее чем за 10 секунд, нередко уходят годы и, безусловно, не один десяток тысяч долларов.
Зачатую в дрегстерах от серийного автомобиля-донора остается одно лишь название. Даже кузов переделывается в угоду аэродинамике. А уж узлы и агрегаты меняются и модифицируются однозначно. В дело идут все последние достижения научной мысли из авиационных и космических отраслей. Вдобавок такое авто комплектуется высокотехнологичной электроникой, ежесекундно изменяющей состав входящей топливной смеси, фазы газораспределения и ставшей уже обязательной системой с закисью азота для кратковременного повышения мощности. И все это – на фоне четкого баланса между облегчением веса и увеличением запаса прочности.
Вопреки голливудским байкам в реальной жизни эти автомобили никогда не выезжают на дороги общего пользования. Даже на соревнования их привозят автовозом. И вообще, в каком отделении дорожной полиции возьмутся оформить такую машину? К тому же, ни в какие экологические нормы, понятное дело, дрегстер ни за что не укладывается.
Впрочем, это, скорее всего, уже вовсе не хобби, а уровень профессионального автоспорта. Тем более, чтобы управлять такой "ракетой", нужна особая подготовка. Хотя не исключено, что кое-кто, начав однажды с прикручивания спойлера, дойдет и до этого уровня.
Источник информации: Беимбет Сериков